Рынок коммерческой недвижимости неоднозначен в условиях неустойчивой экономической ситуации. Приходят и уходят игроки ритейла, поднимаются арендные ставки на офисы и коммерческие помещения, сложностей и последствий предостаточно. Каков алгоритм действий управляющих компаний на сегодняшний день? Что зависит от профессионализма кадров? Эти и другие вопросы мы задали генеральному директору компании  «RETAIL FACILITY MANAGEMENT» Самал Толенгутовой.

   самал толенгутова           

  —  Как Вы можете охарактеризовать уровень развития рынка офисной и торговой недвижимости Астаны, Алматы?  

   — Основными показателями в области торговой недвижимости являются появление на рынке новых операторов, новых форматов торговли, улучшение культуры ритейла и потребления. Растет число игроков, вовлеченных в ритейл, идет прирост арендных ставок. Астана и Алматы являются крупнейшими рынками коммерческой недвижимости Казахстана. Оба города соперничают друг с другом по уровню цен и объемов предложений.   Их объединяет одно — это завышение классности объектов, что позволяет установить более высокую стоимость аренды. В большинстве случаев офисы, заявленные как помещения высокого класса, на самом деле не соответствуют международным требованиям. Помимо этого обоим рынкам характерен высокий разброс цен, когда минимальная и максимальная стоимость аренды офисов одного и того же класса могут отличаться друг от друга минимум в 2-3 раза. Объединяют эти два рынка и недостаток профессиональных и брендовых операторов, придающих объекту торговой недвижимости привлекательность и стабильность. Рост арендных ставок и товарооборота продолжится в обоих городах и дальше при сохранении позитивного сценария развития ситуации в экономике Казахстана. При этом оба города будут занимать лидирующее положение на рынке коммерческой недвижимости нашей страны.

     —  Как обстоят дела с квалифицированными кадрами в сфере управления недвижимостью? Коснулся ли кризис вопроса команды? Каким образом ваша компания переживает ситуацию на рынке?      

 

— Во все времена необходимость в толковых людях, которые показывают в работе высокий профессионализм, желание работать, всесторонне развиваться и служить обществу через работу была, есть и будет. Не исключением является и сфера управления недвижимостью, где вопрос подбора кадров является основным показателем качества работы и секретом успеха в привлечении клиентов. Наша компания предоставляет широкий спектр услуг, но, что касается технического управления объектом, мы пониманием: коммерческое или офисное здание — это сложная структура инженерных сетей, тепло-водоснабжения, вентиляционного  и отопительного оборудования, эскалаторов, траволаторов и лифтов. Для обслуживания этого оборудования крайне важно привлекать высококвалифицированные кадры по той простой причине, что некорректно обслуженное здание несет угрозу жизни людям. Для решения данного вопроса мы проводим ряд мер по повышению квалификации наших инженеров управленческого звена. Я считаю, что любой бизнес — это, прежде всего, люди, а люди — это более сложный механизм, чем любое существующее оборудование. В связи с этим для успешного функционирования компании крайне необходимо уметь разбираться в людях, чтобы построить крепкую и дружную команду. Я бы не назвала существующее положение дел кризисом, это проблема, которую нужно решать.  Да, идет спад экономической активности по всей стране, и компании стали экономить на всем. Первое, что мы сделали, когда пришла изначальная волна девальвации – это проиндексировали заработную плату и подняли всем сотрудникам на 20%, затем привлекли новых клиентов, чтобы наша команда была максимально занята и получала новый опыт на новых объектах. Подытоживая, могу сказать, что экономика имеет цикличный характер, нужно работать, затянув пояса и ждать лучших времен.

— Какие основные трудности встречаются в Вашей деятельности?

— Главная сложность в нашей работе — это показать собственникам объектов важность аутсорсинга при ведении бизнеса, особенно, в части технического обслуживания здания.  Мы живем и работаем в Казахстане, и нашему менталитету свойственно работать по принципу «нанимать родственников и знакомых». В первую очередь, о низком уровне ведения бизнеса говорит тот факт, когда владелец, операционный директор или начальник АХЧ ищет выгоду для себя, работая на «откатах», или привлекает подрядные и управляющие компании, которыми руководят родственники владельца. Необходимо понимание того факта, что бизнес нужно вести профессионально, а иначе его собственник превращается в социальный центр, вокруг которого сплачиваются семья и родственники. Я вижу основную трудность и свою миссию в том, чтобы донести мысль до собственников бизнеса, что профессионализм должен стоять на первом месте. Если это касается технического обслуживания, то нужно привлекать компании с соответствующим опытом и наличием полного штата инженеров, чтобы здания и инженерные сооружения работали исправно и служили долгие годы; если это брокеридж, то привлечение интересных населению брендов; если это маркетинг, то проведение креативных кампаний на высоком уровне. В каждом виде деятельности профессионализм должен быть основным критерием выбора партнеров, только так Казахстан будет развиваться и войдет в список стран с высококонкурентной экономикой. Что касается отсутствия государственной поддержки и программ субсидирования, то мое мнение – в этом нет необходимости.  Бизнес должен поддерживать государство налогами и отчислениями, не наоборот.  Если кто-то идет в предпринимательство с надеждой на господдержку, мой совет — не заходить в бизнес. Ведь в этом и есть основное отличие мышления предпринимателя, у него нет проблем, у него есть задачи, которые нужно решать, а для решения задач существуют десятки способов. Преодоление трудностей компании только с помощью денежных вливаний -показатель лени ума бизнесмена.

— Что является основным показателем качества деятельности управляющей компании?

— Существует такой термин как «голосование рублем». Для того, чтобы собственник торгового и бизнес-центра принял решение отдать на аутсорсинг управление объектом, он должен увидеть реальные практические выгоды, как в финансовом плане, так и в техническом.  Мы верим в то, что каждый человек должен заниматься тем делом, которое ему по душе и в котором он разбирается. Основная задача-максимум собственника торгового центра — это развитие сферы ритейла и культуры обслуживания в Казахстане, задача-минимум заключается в привлечении качественных операторов, сдаче помещений в аренду, обслуживании кредитов, выплате дивидендов инвесторам, т.е. зарабатывании денег. Практика показывает, что деятельность человека максимально эффективна, когда он сосредоточен на том, что у него лучше получается. К сожалению, культура ведения бизнеса в Казахстане находится на низком уровне. Руководитель, пытаясь сэкономить на затратах, зачастую принимает решение создать собственную службу техподдержки и клининга. Но ведь это не то, ради чего бизнесмен строит торговый или бизнес-центр. Существует целая индустрия сервиса со своим рынком, ассоциациями, конкурентами, игроками, тренингами. Например, недавно к нам обратилась международная компания, которая занимается развитием кадров в сфере профессионального управления, начиная с высококлассных офисных помещений до зданий в плачевном состоянии. Мы инвестируем в наших сотрудников и ежегодно закладываем в бюджет немалые суммы на развитие персонала и повышение их квалификации. К сожалению, собственники бизнеса не всегда понимают важность квалифицированного подхода к данному вопросу, и в итоге, здание с многомилионным оборудованием приходит в плачевное состояние за короткий промежуток времени. Мы верим, что показатель качества работы управляющей компании – это стабильное функционирование зданий и помещений на протяжении долгих лет.

                                                           

Наши услуги

Управление сдачей площадей в аренду Маркетинг Операционное управление и отчётность Коммерциализация
Управление технической эксплуатацией Взаимноотношения с арендаторами Финансовый и управленческий учёт Узнать подробнее о наших услугах
Управление сдачей площадей в аренду Маркетинг
Операционное управление и отчётность Коммерциализация
Управление технической эксплуатацией Взаимноотношения с арендаторами
Финансовый и управленческий учёт Узнать подробнее о наших услугах

Последние новости


© 2018 Retail Facility Management. All rights reserved.